АНКЕТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ
"Читательская грамотность учащихся"
Большинство детей именно в семье усваивают определенные модели читательской деятельности, именно семья руководит их процессом становления как компетентного читателя. Дети, которые видят взрослых, читающих художественную литературу или использующих тексты как источник информации с различными целями, намного быстрее и эффективнее учатся ценить и использовать печатные материалы. Исследование PIRLS-2011 подтвердило наблюдаемую во всем мире закономерность, что дети из читающих семей становятся лучшими читателями, имеют более высокие результаты.
В государственном учреждении образования «Дрибинская средняя школа» в ноябре 2021 года прошло анкетирование родителей учащихся тех классов, на базе которых проходит реализация инновационного проекта «Внедрение модели формирования читательской грамотности у учащихся II ступени общего среднего образования».
Цель данного анкетирования- получить информацию о том, как ребёнок учился читать, а также об отношениях к чтению в семье.
Всего приняли участие в анкетировании 57 родителей 5-7 классов:
5 «Б» класс-12 родителей;
6 «А» класс- 17 родителей;
6 «Б» класс- 15 родителей;
7 «А» класс- 13 родителей.
Об отношении родителей учащихся V- VIII классов к чтению свидетельствуют их ответы на вопрос анкеты, в котором они высказывают свое согласие или несогласие со следующими утверждениями:
- мне нравится разговаривать с другими людьми о книгах (ответили «да» опрошенных 29 % родителей: 33 % родителей 5 «Б» класса, 39 % родителей 6 «А» класса, 20 % родителей 6 «Б» класса, 23% родителей 7 «А» класса);
- я люблю проводить свое свободное время за чтением (ответили «да» 24 % опрошенных родителей: 29 % родителей 5 «Б» класса, 29 % родителей 6 «А» класса, 7 % родителей 6 «Б» класса, 31 % родителей 7 «А» класса);
- я обсуждаю со своим ребенком прочитанное: ответили «часто» 64 % опрошенных родителей (67 % родителей 5 «Б» класса, 59 % родителей 6 «А» класса, 53 % родителей 6 «Б» класса, 77 % родителей 7 «А» класса), «иногда» обсуждают 36 % родителей, «никогда» не ответил никто.
- в нашем доме чтение считается важным занятием (ответили «да» 22 % опрошенных родителей: 25 % родителей 5 «Б» класса, 24 % родителей 6 «А» класса, 13 % родителей 6 «Б» класса, 27 % родителей 7 «А» класса).
Данный результат анкетирования родителей учащихся говорит о том, что всего около 30 % родителей относятся к чтению как к важному занятию, которое является важнейшим способом приобщения к культурному наследию. Большинство родителей не предлагают своим детям такой вид домашнего досуга, как чтение любимой книги. Родители учащихся чаще всего не являются для своих детей примером увлеченного читателя. А около 24% родителей считают, что в век информационных технологий читать обычные книги уже неактуально.
На вопрос о том, кто должен формировать у ребёнка читательские умения,19% опрошенных родителей ответили, что семья, 5%- школа, 76%- школа и семья в равной степени.
Важным условием благоприятной домашней среды для формирования навыков чтения у детей является участие родителей в организации чтения ребенка. С этой целью родители могут: 1) слушать, как ребенок читает вслух; 2) обсуждать с ребенком то, что он читает самостоятельно; 3) помогать ребенку при выполнении домашнего задания по чтению; 4) обсуждать с ребёнком прочитанное в школе; 5) ходить вместе с ребенком в библиотеку или книжный магазин; 6) покупать книги или давать деньги на книги; 7) выписывать детские журналы; 8) предлагать прочитать те или иные книги.
По результатам анкетирования чуть больше 30 % опрошенных родителей делают все, указанное в пунктах 1–4, часто, около 30% – иногда (слушают, как ребенок читает вслух, обсуждают с ребенком то, что он читает самостоятельно, помогают ребенку при выполнении домашнего задания по чтению, обсуждают с ребёнком прочитанное в школе).
Около 50% родителей делают всё, указанное в пунктах 5-8 (ходят вместе с ребенком в библиотеку или книжный магазин, покупают книги или дают деньги на книги, выписывают детские журналы, предлагают прочитать те или иные книги). Остальная половина родителей этого не делает.
На вопрос о том, какую информацию хотели бы получить родители от педагогов по формированию читательских умений, 40% родителей сказали, что не нуждаются в такой информации, 43% хотели бы получить списки для дополнительно чтения, 17% родителей информацию о психологических особенностях, 19% хотели бы получить знать о приёмах работы с текстом.
Таким образом, всего около 30% родителей придают достаточно большое значение и уделяют достаточно много времени собственному чтению. Около 60% опрошенных родителей часто или иногда проводят с детьми время за чтением, обсуждением литературы, посещают библиотеки, тратят своё время на оказание помощи ребенку при выполнении домашнего задания. Этот факт можно рассматривать в качестве важного ресурса развития интереса детей к чтению, поскольку не только пример родителей как активных читателей в доме, но и совместное времяпровождение с книгой, обсуждение прочитанного, посещение библиотеки и книжных магазинов формируют мотивацию активного читателя, читательскую самостоятельность и грамотность учащихся.
Об отношении детей к чтению. Анализ результатов международных исследований читательской грамотности<sup>]</sup> позволяет сделать вывод о связи между отношением учащегося к чтению и уровнем развития его читательской грамотности. Учащиеся, которым нравится читать и которые готовы прилагать усилия, чтобы делать это хорошо, обычно читают чаще и имеют более широкий круг чтения, что в свою очередь расширяет их читательский опыт и улучшает их способности к пониманию текстов. Формирование положительного отношения учащихся к чтению и адекватной самооценки в связи с собственным чтением в большинстве стран является главной целью обучения чтению.
Об отношении детей к чтению позволили судить ответы родителей на два вопроса анкеты. В первом вопросе спрашивалось о том, как часто читает ребёнок по собственному желанию. Ответ «часто» дали 12% родителей, «иногда» ответили 83% ответ «никогда» дали 5 % опрошенных родителей. Во втором вопросе спрашивалось о том, заставляют ли родители читать ребёнка. Ответ «охотно читает сам» дали 12% родителей, 88% родителей считают, что ребёнка не нужно заставлять, а нужно мягко и постоянно побуждать его к чтению. Ответ «не считаю необходимым заставлять или побуждать ребёнка к чтению» не выбрал никто. При этом хорошо читать слова до школы умели около 50% детей, читать хорошо предложения умели около 40% детей. Писать слова умели также около 40 % детей
Такие результаты анкетирования говорят о том, что лишь небольшой процент детей (12%) читают по собственному желанию. Также родители считают формирование навыков чтения достаточно важным процессом при обучении в школе.