Типы родительской любви
Тип любви/ отвержения |
Характеристика любви /отвержения |
Родительское поведение |
Родительское кредо |
Действенная любовь |
Симпатия, уважение, близость |
Принятие ребенка; внимание и интерес, уважение его прав и обязанностей; сотрудничество и готовность прийти ему на помощь |
«Я люблю моего ребенка таким, какой он есть, он самый лучший» |
Отстраненная любовь |
Симпатия, уважение, дистантность |
Принятие ребенка; недостаток внимания и заботы; гипопротекция; низкий уровень кооперации и помощи |
«У меня прекрасный ребенок, но я очень занят» |
Действенная жалость |
Симпатия, неуважение, близость |
Принятие ребенка; недоверие к нему; излишняя опека и потворствование |
«Хотя мой ребенок недостаточно умен и развит, но это мойребенок и я люблю его» |
Снисходительное отстранение |
Симпатия, уважение, дистантность |
Принятие ребенка; отстраненность; гипопротекция, оправдание неблагополучия болезнью ребенка, плохой наследственностью |
«Нельзя винить моего ребенка в том, что он такой – есть объективные причины» |
Отвержение |
Антипатия, неуважение, дистантность |
Отвержение ребенка; ограничение общения, игнорирование; гипопротекция, граничащая с безнадзорностью |
«Не люблю своего ребенка и не хочу иметь с ним дела!» |
презрение |
Антипатия, неуважение, близость |
Отвержение ребенка; тотальный контроль, применение наказаний, отсутствие поощрений, преобладание в родительской воспитательной системе запретов |
«Я мучаюсь и страдаю от того, что мой ребенок плох» |
Преследование |
Антипатия, уважение, близость |
Отвержение ребенка; доминирующая гипопротекция, жестокое обращение, тотальный контроль |
«Мой ребенок – негодяй, и я докажу это!» |
Отказ |
Антипатия, неуважение, дистантность |
Отвержение ребенка; гипопротекция и безнадзорность, попустительство, игнорирование |
«Я не хочу иметь дело с этим негодяем!» |
Типы и воспитательное значение внутренней позиции ребенка
в детско-родительских отношениях
Тип внутренней позиции |
Особенности типа семейного воспитания |
Особенности личностного развития ребенка |
«Я нужен и любим, и я люблю вас тоже» |
Эмоциональное принятие, сотрудничество и кооперация; взаимное уважение и демократический стиль общения; авторитетный тип воспитания |
Доверие к людям и готовность к сотрудничеству; высокая самооценка и самопринятие; социальная компетентность; надежная привязанность |
«Я нужен и любим, а вы существуете ради меня» |
Воспитание кумира семьи; потворствующая гиперпротекция; культ ребенка и его желаний |
Эмоционально-личностный эгоцентризм; неадекватно завышенная самооценка и искажение Я-концепции; низкая социальная и коммуникативная компетентность; аффект неадекватности; амбивалентная привязанность |
«Я не любим, но всей душой стремлюсь приблизиться к вам» |
Низкое эмоциональное приятие ребенка, амбивалентность, явное или скрытое отвержение; воспитание в условиях повышенных требований и моральной ответственности; доминирующая гиперпротекция; феномен делегирования и перфекционизма |
Низкая самооценка и самоприятие; искажение Я-концепции; чувство вины и неполноценности; тревожность и фрустрированность; перфекционизм; комфортизм; эмоциональная зависимость; тревожный избегающий или амбивалентный тип привязанности |
«Я не нужен и не любим, оставьте меня в покое» |
Амбивалентность принятия, явное или скрытое отвержение; гипопротекция, безнадзорность; доминирующая гиперпротекция, строгость санкций и жестокое обращение; авторитарно-директивный стиль общения; отстраненность родителей |
Тревожные типы привязанности (амбивалентный и избегающий); низкое самоприятие и самооценка; агрессивность и враждебность; высокая тревожность; фрустрация потребности в любви и заботе; отсутствие базового доверия к миру |