Методы запоминания словесной информации
Метод ключевых слов (выделение опорных пунктов).
Этот метод применяется при запоминании длинных текстов. Для этого запоминаемый текст разбивается на разделы. В каждом из них выделяются основные мысли и минимальное количество ключевых слов, которые необходимо связать между собой и запомнить. Таким образом, формируется некоторый «костяк» текста, содержание и форму которого можно воспроизвести, восстанавливая в памяти ключевые слова.
Метод Вильяма Аткинсона (распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам, разрядам на основе определенных общих признаков).
Золотое правило хорошего запоминания – интеллектуальная работа с материалом.
Чтобы хорошего запомнить материал, в процессе работы необходимо задавать себе вопросы, касающиеся предмета:
- Его происхождение и корень.
- Причины его происхождения.
- Его качества и характерные черты.
- Предметы, связанные с ним.
- Его употребление и применение.
- Что он доказывает.
- Его результаты и следствия.
- Его конец и возможная будущность.
- Ваше мнение о нем и причины этого мнения.
Это вопросы, считает Вильям Аткинсон, заставляют классифицировать, приводить в порядок, обсуждать, рассматривать и определять различные свойства, Такая система развивает способности припоминать, мыслить, изучать и наблюдать.
Метод 6 вопросов
«Кто? Что? Когда? Где? Как?» Этот метод используют на курсах журналистики в США. Он заключается в том, что при чтении любого текста необходимо задавать шесть вопросов: «Кто главные действующие лица? Что именно происходит? Когда и где происходит действие? Почему и как?» При этом надо время от времени записывать полученные ответы на бумаге.
Модификацией метода 6 вопросов является метод быстрой оценки информации. Он заключается в том, чтобы:
- бегло ознакомиться с текстом (просмотреть текст для выявления его главной мысли);
- задать вопросы (переформулировать подзаголовки, преобразовав их в вопросы, а затем при чтении текста искать на них ответы);
- сделать памятки в тексте (выявить его структурную композицию, при этом найти основные идеи, которые будут ответами на ваши вопросы);
- пересказать устно или про себя эти идеи одну за другим. Зафиксировать их кратко на бумаге:
- повторно просмотреть текст (вновь акцентируя внимание на основных идеях и порядке их изложения, т.е. внутренней структуре текста).
В результате должен получиться общий профиль, который нужно дополнить существенными деталями. Сравнить свои заметки с текстом, чтобы закрепить его усвоение. Обратите внимание на то, что вы забыли, а также на то, что вспомнили. Сделайте выводы: удалось ли вам найти ответы на все вопросы, выяснили ли вы точку зрения автора, есть ли у автора противоречия, предрассудки, ошибочные суждения и т.п. Попробуйте сформулировать, почему ваше мнение именно таково, и точно описать, что именно вам нравится, а что нет. Таким образом, вы разовьете свое критическое чувство и станете искушенным читателем.
Методы запоминания последовательности цифр.
Метод свободных индивидуальных ассоциаций
Суть его в установлении связей по сходству, смежности или противоположности. При запоминании последовательности помогут даты исторические или «личных» событий (года рождения, поступление в школу и т.д.). Ряд цифр необходимо разбить на маленькие группы, дать простор своему воображению. Например, 41 45 17 12 137.
41 – начало Отечественной войны
45 – ее окончание
17 – Октябрьская революция
12 – нашествие Наполеона
13 – чертова дюжина
7 – седьмое небо.
Разные системы ассоциаций имеют общие принципы:
- замена абстрактного понятия конкретным образом;
- создание ассоциаций между образами;
- подведение «опоры» в виде маленькой истории, связанной с данной ассоциацией