СОВЕТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА УЧАЩИМСЯ
ПО УЛУЧШЕНИЮ И СТАБИЛИЗАЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ
ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ВЫПУСКНЫМ ЭКЗАМЕНАМ И ЦТ
Для улучшения эмоционального состояния при сдаче экзаменов и ЦТ, снятия агрессивности, конфликтности, формирования оптимистического восприятия будущего следует соблюдать некоторые общие правила стабилизации эмоционального состояния. Примерный перечень таких правил :
- Необходимо продумать все элементы режима дня и строго их выполнять. Это во многом определит степень физического и психического состояния на весь период подготовки и сдачи выпускных экзаменов, ЦТ.
2) Самый простой способ саморегуляции эмоционального состояния, позволяющий практически сразу же успокоится и в дальнейшем «мыслить здраво», это просто спокойно посчитать до десяти перед началом любых своих действий.
3) Самым лучшим отдыхом для нервной системы является – сон. При подготовке к сдаче экзаменов полезен отдых в конце каждого часа работы на 2…3 минуты, расслабление и лёгкая полудрёма. А ещё лучше, если в середине рабочего дня будет возможность кратковременного дневного сна продолжительностью от 5-ти до 30-ти минут. Это гораздо лучше «бодрящей» чашечки кофе. Эффект дневного сна просто поразителен.
4) Очень важно оборудовать светлое, удобное место для занятий, чтобы при этом никто из домочадцев в процессе подготовки не мешал.
5) Распределите все темы подготовки к экзаменам по дням.
6) Тренируйтесь выполнять тесты на время. Необходимо научиться ориентироваться в количестве времени, выделяемом на различные группы тестов и умело распределять отведённые на тестовые задания часы и минуты.
7) Хорошо питайтесь. Пища для стимуляции хорошей работы головного мозга должна быть разнообразной, сбалансированной и питательной. Продукты, улучшающие память: авокадо, ананас и морковь. Продукты для улучшения возможностей мозга по концентрации внимания: креветки, лук репчатый, орехи. Продукты для достижения эффекта «творческого озарения»: инжир и тмин.
Желаем успехов!
СОВЕТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ
Слово «экзамен» переводится с латинского как «испытание». И именно испытаниями, сложными, подчас драматичными, становятся выпускные экзамены для девятиклассников и одиннадцатиклассников. Безусловно, экзамены - дело сугубо индивидуальное, выпускник или абитуриент оказывается один на один с комиссией. А родителям остаётся только волноваться за своего ребёнка, ругать его согласно русской традиции или пытаться поддержать на расстоянии. Взрослые уже сделали всё, что было в их силах. Замечательно, если у родителей есть возможность оплачивать занятия с репетиторами, но только этим их помощь ни в коем случае не должна ограничиваться.
Именно родители могут помочь своему ребёнку наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к выпускным и вступительным испытаниям.
1) Задолго до экзаменов обсудите с ребёнком, что именно ему придётся сдавать, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными, почему. Эта информация поможет совместно создать план подготовки: на какие предметы придётся потратить больше времени, а что требует только повторения. Определите вместе с ребёнком его «золотые часы» («жаворонок» он или «сова»). Сложные темы лучше изучать в часы подъёма, хорошо знакомые - в часы спада.
Прочитайте список вопросов к экзамену. Не стесняйтесь признаться ребёнку, что уже не очень хорошо помните большинство разделов биологии, химии или любого другого предмета, который ему необходимо подготовить. Пусть он просветит вас по тем или иным темам, а вы задавайте вопросы. Чем больше он успеет вам рассказать, тем лучше.
2) Договоритесь с ребёнком, что вечером накануне экзамена он прекратит подготовку, прогуляется, искупается и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний.
3) Обсудите вопрос о пользе и вреде шпаргалок. Во-первых, ребёнку будет интересно знать ваше мнение на этот счёт (возможно, он даже удивится, что вы тоже пользовались шпаргалками и вообще знаете, что это такое). Во-вторых, необходимо помочь ребёнку понять, что доставать шпаргалку имеет смысл только тогда, когда он не знает вообще ничего. Если ему кажется, что, ознакомившись с содержанием шпаргалки, он сможет получить отметку лучше, рисковать не стоит. В любом случае, помочь человеку может только та шпаргалка, что написана его собственной рукой.
4) В выходной, когда вы никуда не торопитесь, устройте ребёнку репетицию письменного экзамена.
5) Следите за тем, чтобы во время подготовки ребёнок регулярно делал короткие перерывы.
6) Если ваш ребёнок получил оценку ниже, чем хотелось бы, или вовсе провалил вступительный экзамен, помогите ему справиться с этой бедой. Не осуждайте и не насмехайтесь над ним, вместо этого воспользуйтесь возможностью понять, в чём причина неудачи, обсудите, какие выводы можно сделать и что означает в данном случае пресловутое «не повезло».